Воскресенье, 12.01.2025, 18:51



Главная » 2011 » Октябрь » 16 » Статья В.Д. Мостовщикова "Кто сказал "молодо-зелено"?"
00:13
Статья В.Д. Мостовщикова "Кто сказал "молодо-зелено"?"
  Еще совсем недавно шла бурная дискуссия среди депутатов Законодательного Собрания Свердловской области, избирательных комиссий, молодежных органов, с участием наиболее активной молодежи, а также представителей иных возрастных групп наших граждан: «Быть или не быть Молодежному парламенту Свердловской области». При этом высказывались самые разные точки зрения, в том числе взаимоисключающие: от безоговорочного признания необходимости его образования до полного отрицания такой необходимости. Сегодня сомнений не осталось – 16-17 октября 2011 года впервые на территории Свердловской области избираются депутаты Молодежного парламента Свердловской области.
  Идея создания и развития молодежных парламентских структур в Свердловской области получила свое начало в 2004 году. Понятно, что эта идея возникла не на пустом месте. Читатели газеты, возможно, помнят, что Избирательная комиссия Свердловской области, городские, районные и поселковые избирательные комиссии начали активно заниматься правовым просвещением молодежи с 1996 года, привлекая их к участию в различных конкурсах, деловых играх. Так, с 1996 года в области ежегодно проводится областной конкурс творческих работ молодежи по вопросам, связанным с их пониманием, что такое права и свободы человека и гражданина в России, что и как можно делать в целях их реализации, по широкому спектру вопросов государственного устройства России, системы и полномочий органов власти и управления всех уровней и другим общественно-политическим вопросам. Этот конкурс динамично развивается, число его участников неуклонно растет. Если в 1996 году было представлено на конкурс всего несколько работ, то по итогам 2010 года конкурсантами стали более 10 тысяч молодых ребят.
  С конца 90-х годов государство и общество, в лице органов государственной власти, местных органов, широкого перечня институтов гражданского общества одной из целей своей деятельности поставили активизацию участия молодежи во всех сферах общественной жизни, в том числе участия в управлении делами государства. На решение этой задачи нацелены программы, реализуемые по линии Министерства общего и профессионального  образования Свердловской области,  Министерства культуры и туризма Свердловской области, Министерства физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области, администраций и представительных органов муниципальных образований.
   А с 2004 года мы поставили перед собой задачу активного формирования ученических и молодежных органов самоуправления в образовательных учреждениях и в муниципальных образованиях. Именно тогда Избирательная комиссия Свердловской области поставила перед территориальными избирательными комиссиями задачу: проанализировать, какие органы молодежного самоуправления уже действуют в муниципалитетах области. Совместные усилия Законодательного Собрания Свердловской области, Правительства Свердловской области, Избирательной комиссии Свердловской области, Министерства общего и профессионального  образования Свердловской области, администраций и представительных органов муниципальных образований, территориальных избирательных комиссий позволили достичь определенных результатов в данной области, накопить достаточный опыт развития молодежного самоуправления. В Свердловской области с 2002 года существует и действует Общественная молодежная палата при Областной Думе Законодательного Собрания Свердловской области, с 2010 года при Правительстве Свердловской области создано Молодежное правительство Свердловской области.
  На конец 2010 года в 53 муниципальных образованиях Свердловской области функционировали территориальные органы ученического и молодежного самоуправления в разных организационно-правовых формах (школьные и молодежные Думы, общественные молодежные палаты, советы старшеклассников, советы молодежи, городские активы, советы детских общественных организаций, другие школьные и молодежные объединения).  Действующие органы молодежного и ученического самоуправления формировались также по-разному: путем представительства (36), прямых выборов (25), назначения (9), на добровольных началах по личному заявлению (7), на основе конкурсного отбора (2).          
  Ежегодно анализируя состояние ученического и молодежного самоуправления в области, Избирательная комиссия Свердловской области совместно с теркомами в целях активизации работы по все большему вовлечению молодежи в гражданский процесс, в 2005 году впервые объявила областной конкурс «Будущее за нами!», в котором принимают участие созданные и действующие в муниципальных образованиях органы ученического и молодежного самоуправления. Конкурс сначала проходит территориальный этап, затем межтерриториальный этап (через созданные нами 10 межтерриториальных центров повышения правовой культуры) и только затем областной этап.
  Пятилетний опыт проведения Конкурса, настойчивая работа избирательных комиссий по убеждению органов и организаций, призванных заниматься молодежью, по разъяснению всем участникам необходимости создания органов молодежного самоуправления привели к тому, что более двадцати вариантов различных моделей самоуправления появились практически в каждом образовательном учреждении. Территориальные органы ученического и молодежного самоуправления созданы в 61 муниципальном образовании Свердловской области. Кроме того, в Екатеринбурге в каждом районе действуют районные ученические объединения, работает молодежная общественная палата при городской Думе. Только по итогам прошлого года в нашем  конкурсе приняли участие на школьном этапе – 732 команды образовательных учреждений с общим числом участников – 24 140 молодых людей. В муниципальном этапе приняло участие 420 школьных команд и 83 территориальных органа молодежного самоуправления. Всего в этом этапе конкурса участвовало 6330 ребят, представляющих свои организации. В межтерриториальном этапе участвовало 74 школьных команды и 60 территориальных органов самоуправления. И, наконец, к участию в областном этапе конкурса были отобраны 13 школьных команд и 8 территориальных организаций.  Всего в ходе конкурса  были представлены результаты реализации 815 социально-политических проектов самой разной общественно-политической направленности. Активными участниками которых стали более 25 тысяч молодых людей, имеющих лидерские качества, способных организаторов молодежного самоуправления.
  Анализируя итоги конкурсов, мы пришли  к пониманию, что одним из наиболее действенных механизмов, позволяющих молодому поколению решать собственные проблемы как на областном, так и на местном уровне, а, в конечном счете, и участвовать в управлении делами своего города, района, области, является именно молодежный парламентаризм, организация которого на практике направлена на решение множества задач, связанных, в первую очередь, с привлечением молодежи к участию в управлении делами государства и общества, включая реализацию права на местное самоуправление.
   По мнению нашей молодежи, молодежные парламенты должны послужить тем местом, где молодежь сможет свободно высказать свою озабоченность, в том числе по поводу предложений и стратегий, разработанных властями, где отслеживаются, оцениваются проекты, предполагающие участие молодежи, где можно посоветоваться с молодежными объединениями и организациями. Молодежные парламенты могут дать молодым людям возможность сформулировать собственные предложения для местных и областных властей, позволят властям выяснить мнение молодежи по конкретным вопросам. Одновременно молодежные парламенты смогут выполнять функцию подготовки молодежи к участию в демократической жизни и к управлению общественными делами.
   Очевидно, что следует поощрять участие молодежи в молодежных парламентах, поддерживать их деятельность, осуществляемую в рамках таких структур, с тем, чтобы таким образом молодежь в теории и на практике овладевала принципами демократического и гражданского общества. А для тех молодых людей, которые являются инициаторами  проектов и диалога с властями,  молодежные парламенты послужат и форумом для обучения основам демократического лидерства. В результате участие в работе молодежных парламентов побудит молодежь к осуществлению своих гражданских прав, особенно прав на участие в выборах и других формах участия в управлении государственными делами.
   Мы видим, что интерес у молодежи  к парламентскому движению велик. Не случайно в настоящее время по инициативе Общественной молодежной палаты при Государственной Думе ее Комитет по делам молодежи  разрабатывает проект Федерального закона «Об общих принципах организации молодежного самоуправления в Российской Федерации». В проекте закона записано, что систему молодежного самоуправления в Российской Федерации образуют молодежные парламенты, молодежные избирательные комиссии и молодежные правительства, действующие на федеральном, региональном и местном уровнях. То есть,  молодежь активно поднимает вопрос законодательного урегулирования создания и функционирования органов молодежного самоуправления.
   Мы считаем, что в Свердловской области созданы все условия для формирования системы молодежных парламентских структур как в муниципальных образованиях так и на областном уровне.
  С целью организации и проведения выборов в молодежные парламенты создана единая система молодежных избирательных комиссий. В ноябре 2010 года при Избирательной комиссии Свердловской области с учетом многолетней практики и на основе разработанных нами положений сформирована Молодежная избирательная комиссия Свердловской области, а при всех территориальных избирательных комиссиях – молодежные территориальные избирательные комиссии. Комиссии активно включились в работу.
   Молодежная избирательная комиссия Свердловской области провела ряд рабочих встреч и видеоконференций с руководителями территориальных молодежных избирательных комиссий, молодежных общественных организаций муниципальных образований по обсуждению разных проектов развития молодежного парламентаризма.В марте 2011 года об этом состоялся заинтересованный разговор на областном форуме, посвященном вопросам развития молодежного парламентаризма в Свердловской области, в котором приняли участие руководители палат Законодательного Собрания Свердловской области, Избирательной комиссии Свердловской области, территориальных избирательных комиссий, представители органов местного самоуправления, члены молодежных избирательных комиссий,  члены Общественной молодежной палаты при Областной Думе Законодательного Собрания Свердловской области.
   Эти проекты нашли обсуждение на круглом столе с представителями региональных отделений политических партий, молодежных общественных объединений, на сайте молодежной избирательной комиссии. Все замечания, высказанные в ходе обсуждения, были  обсуждены и учтены в проекте Положения о Молодежном парламенте Свердловской области, представленном в Областную Думу в конце апреля 2011 года. А уже 7 июля 2011 года постановлением палат Законодательного Собрания области было утверждено Положение о Молодежном парламенте Свердловской области.
    Для чего создается Молодежный парламент? Молодежный парламент является совещательным и консультативным органом при Законодательном Собрании Свердловской области. Он призван участвовать в процессе выработки, принятия и реализации законов в области региональной молодежной политики, добиваться решения таких наболевших проблем как возможность получения образования, жилья, трудоустройство, досуг молодежи,а также обеспечивать представление интересов молодежи в государственных органах Свердловской области.     
    21 июля Избирательная комиссия Свердловской области утвердила Положение о выборах депутатов Молодежного парламента Свердловской области, определив таким образом «правила игры» всех участников от старта до финиша избирательной кампании. 26 августа 2011 года Молодежная избирательная комиссия Свердловской области назначила своим постановлением выборы депутатов Молодежного парламента Свердловской области на 16-17 октября 2011 года.
   Каковы правила этих выборов? Молодежный парламент состоит из 50 депутатов, избираемых на 2 года. Правом избирать и быть избранными обладают все граждане Российской Федерации, проживающие на территории Свердловской области, которым на день голосования исполнилось 14 лет и они не достигнут ко дню голосования 31 года. Выборы Молодежного парламента проходят по мажоритарной избирательной системе – по 24 одно-, двух- и трехмандатным избирательным округам, и пропорциональной избирательной системе – по 2 общемуниципальным избирательным округам (Екатеринбург и Нижний Тагил). При мажоритарной избирательной системе избранными будут считаться кандидаты, получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются. В случае проведения выборов по пропорциональной избирательной системе, депутатские мандаты будут распределены между списками кандидатов, допущенными к распределению мандатов.
    По мажоритарным избирательным округам кандидаты выдвигались непосредственно (самовыдвижение либо выдвижение избирательным объединением, собранием избирателей по месту работы, учебы, службы, жительства), при пропорциональной системе – выдвижение в составе списка кандидатов от избирательных объединений, которыми считаются региональные отделения политических партий и общественных объединения.
   Молодые люди активно воспользовались своим пассивным правом – правом избираться. Статистика тому свидетельство. По 24 мажоритарным округам на 30 мандатов  выдвинулось 183 кандидата. По единому Екатеринбургскому избирательному округу, в котором подлежит распределению 16 мандатов, 20 избирательных объединений выдвинули списки кандидатов, в общем составе которых 154 кандидата. По Нижнетагильскому единому избирательному округу 7 избирательных объединений выдвинули в списках 19 кандидатов, при этом распределению в округе подлежит 4 мандата. Итого статус кандидата на выборах депутатов Молодежного парламента приобрели 356 молодых человека.
   Из 356 кандидатов - 222 молодых человека и 134 девушки. Как правило, женщин, желающих участвовать на «взрослых» выборах значительно меньше – не более 15-20 процентов от числа кандидатов. Самыми активными по возрасту оказались кандидаты 19-25 лет, их 186. 93 кандидата в возрасте 26-30 лет и только 77 человек в возрасте 14-18 лет отважились на такой серьезный шаг – зарегистрироваться кандидатами. Среди 183 кандидатов по мажоритарным округам большинство - 106 – приняли решение выдвигаться в порядке самовыдвижения, избирательными объединениями выдвинут 61 кандидат и только 16 – собраниями избирателей по месту учебы или работы.
    Организацию подготовки и проведения выборов депутатов Молодежного парламента Свердловской области осуществляют Молодежная избирательная комиссия Свердловской области; 80 территориальных молодежных избирательных комиссий и 868 участковых молодежных избирательных комиссий. Школу организаторов выборов проходят шесть с половиной тысяч членов молодежных избиркомов. Приобретенный ими опыт и навыки позволят в будущем работать в избирательных комиссиях различного уровня. И никто из них не скажет, что труд в избирательных комиссиях, это легкий труд.
    Еще несколько месяцев назад не все верили в то, что молодежный парламент может стать реальностью. А сегодня мы приглашаем на выборы депутатов Молодежного парламента, которые состоятся 16-17 октября, молодых людей в возрасте 14-30 лет всей нашей большой области. Многие, не достигшие возраста совершеннолетия, впервые получают право избирать, и при этом каждый пришедший на избирательный участок становится впервые голосующим – он впервые избирает столь важный представительный молодежный орган области. Тот, кто не верит в успех, очень редко преуспевает. Я искренне верю в нашу молодежь, верю в то, что все у нас получится!

Мостовщиков В.Д.,
председатель Избирательной комиссии
Свердловской области
Категория: Новости избирательной комиссии | Просмотров: 307 | Добавил: РТИК
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
ОБЪЯВЛЕНИЯ

КАЛЕНДАРЬ

«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

ПОИСК




cik


spr_izb


20let

Тугулымская районная территориальная избирательная комиссия
пл .50 лет Октября,1, р.п.Тугулым, Свердловская область, 623650;тел./факс (34367) 2-25-14, e-mail: tug@ik66.ru