Статья председателя Избирательной комиссии Свердловской области В.Д. Мостовщикова "Выбор за Нами"
До дня голосования остается чуть больше месяца, вполне достаточно времени для того, чтобы вам, уважаемые избиратели, определиться с выбором и отдать свой голос 4 декабря за ту партию, того кандидата, который, по вашему мнению, достоин звания депутата Государственной Думы или депутата Законодательного Собрания Свердловской области. Немаловажную роль в формировании вашего выбора, безусловно, окажет предвыборная агитация партий и кандидатов, которая идет полным ходом в различных формах, а агитация в средствах массовой информации начнется 5 ноября.
Предвыборная агитация определена в законе как деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить избирателей к голосованию за списки кандидатов, кандидатов или против них. Совершенно очевидно, что предвыборная агитация, будучи одной из стадий избирательного процесса, представляет собой особое значение для хода и результатов избирательной кампании. Соблюдение правил ее организации и проведения является одним из необходимых условий для признания выборов действительно демократическими и легитимными. Согласитесь, что приход к власти кандидатов недемократическим и нелегитимным путем может иметь для общества необратимые последствия. Вот почему эта деятельность строго регламентирована в избирательном законодательстве.
В целях создания равных условий для избирательных объединений и кандидатов предвыборная агитация проводится в установленные законом сроки. В рамках избирательной кампании она начинается с момента выдвижения списков кандидатов, кандидатов и разрешена в любых формах, кроме агитации в СМИ. Партии, выдвинувшие списки кандидатов, кандидаты в этот период могут вести предвыборную агитацию путем проведения агитационных публичных мероприятий и в других формах, не требующих финансовых затрат. Из информационных сообщений средств массовой информации вы знаете, что все избирательные объединения активно пользуются этим правом, проводя мероприятия с различными категориями избирателей, либо участвуя в них.
Затем следует этап, когда появляются агитационные печатные материалы. Печатная агитационная продукция партии или кандидата может появиться только тогда, когда будет образован избирательный фонд избирательного объединения или кандидата, так как услуги по ее изготовлению должны быть обязательно оплачены из средств этого фонда. Это еще одна норма закона, регламентирующая агитационную деятельность. Предельный размер избирательного фонда на различных выборах различен и тоже определен в законе, а движение средств этого фонда (их поступление и расходование) осуществляется гласно и прозрачно. Эти сведения в обязательном порядке публикуются раз в две недели в местной печати для избирателей. Есть они и на сайте Избирательной комиссии Свердловской области www.ikso.org.
На каналах телерадиовещания и в периодических печатных изданиях предвыборная агитация начинается за 28 дней до дня голосования, в рамках этой избирательной кампании она начнется с 5 ноября. Предвыборная агитация в СМИ – очень интересный и важный период избирательной кампании. Ведь зачастую именно средства массовой информации оказывают влияние на окончательный выбор граждан.
Любая предвыборная агитация должна закончиться за сутки до дня голосования, то есть в 00.00 часов 3 декабря. Таким образом, законодатель создает специальный период «тишины», призванный служить тому, чтобы избиратель имел возможность свободно окончательно сформировать свою позицию, которая будет выражена им в день голосования
К сожалению, в рамках газетной статьи нет возможности остановиться на всех нормах закона, регламентирующих предвыборную агитацию. Все эти нормы в своей совокупности призваны обеспечить соблюдение принципов ее проведения.
Принципы предвыборной агитации представляют собой основные положения, правила, определенные отношения, связанные с организацией и проведением предвыборной агитации, в своей совокупности регулирующие подходы к решению вопросов выбора содержания, методики применения сил и средств, руководства процессом предвыборной агитации. Это своего рода инфраструктура организации демократического процесса. Общим признаком всех принципов является наличие конституционной основы каждого. Принципы организации и проведения предвыборной агитации не закреплены в конкретных статьях избирательного законодательства, их можно вывести из анализа всей совокупности его правовых норм. Таковыми являются принципы свободы; равных правовых условий; ответственности; законности; гласности; соблюдение норм этики и нравственности.
Все эти принципы раскрывают правовой характер предвыборной агитации. Принцип свободы организации и проведения предвыборной агитации включает в себя две составляющие: во-первых, свобода выбора любых допускаемых законом форм и методов агитационной деятельности, а также ее содержания, во-вторых, свободное формирование политической воли избирателей, то есть принятие ими решения голосовать тем или иным образом на основе собственных убеждений и взглядов в условиях отсутствия давления со стороны других субъектов предвыборной агитации.
Наиболее проблемным на практике моментом в отношении принципа свободы является выбор методов проведения предвыборной агитации. Достаточно часты случаи применения так называемых «грязных технологий» (использование противозаконных методов). Наиболее распространенными из них являются анонимные агитационные материалы с информацией, порочащей честь и достоинство конкурентов. Как правило, подобные материалы выпускаются без каких-либо данных об изготовителях и установлением лиц, их выпускающих, а также заказчиков и распространителей подобной продукции занимаются правоохранительные органы.
Целью предвыборной агитации является формирование воли гражданина, а не принуждение его голосовать «нужным» образом. Фактически же с помощью предвыборной агитации можно достичь манипулирования общественным сознанием путем устойчивого, долговременного и многоканального воздействия на избирателей.
Соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации контролируют избирательные комиссии, которые, в случае нарушения правил проведения предвыборной агитации, вправе вынести избирательному объединению, кандидату предупреждение, составить протокол о противоправном действии, обратиться в правоохранительные органы с целью пресечения незаконной деятельности и привлечения кандидата к ответственности, установленной законом.
В свою очередь, правоохранительные и иные органы обязаны пресекать противоправную агитационную деятельность, принимать меры по ее предотвращению.
Для осуществления контроля за соблюдением участниками избирательного процесса порядка информирования избирателей и правил ведения предвыборной агитации при проведении выборов, при избирательных комиссиях создаются рабочие группы по информационным спорам и иным вопросам информационного обеспечения выборов. Рабочими группами ведется мониторинг публикаций агитационных материалов, выступлений, размещаемых в средствах массовой информации, учет публичных мероприятий, организуемых избирательными объединениями, кандидатами, контроль за соблюдением правил распространения агитационных печатных материалов.
Такой порядок позволяет нам иметь информацию об общем состоянии деятельности по организации предвыборной агитации.
Анализируя итоги этой деятельности, хочу проинформировать избирателей о том, что в целом избирательная кампания по выборам, назначенным на 4 декабря, проходит без серьезных нарушений действующего законодательства, однако, есть отдельные факты таких нарушений. В частности, согласно сведениям, представленным нам правоохранительными органами на территории Свердловской области на 26 октября 2011 г. зарегистрировано 20 сообщений, связанных с нарушениями избирательного законодательства в таких городах, как Екатеринбург, Асбест, Первоуральск, Березовский, Новоуральск и Кушва. Из них по 5 сообщениям составлены протоколы об административных правонарушениях, в 2 случаях сотрудниками полиции составлены протоколы за распространение печатной продукции без выходных данных на 3 граждан, все они оштрафованы. По остальным сообщениям проводятся соответствующие проверки.
|